каков народный мир в в поэме некрасова кому на руси жить хорошо? литература 10класс

каков народный мир в в поэме некрасова кому на руси жить хорошо? литература 10класс

  1. Кому на Руси жить хорошо поэма-эпопея. В центре ее изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее по словечку. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена помешала смерть поэта.
    Главная проблема означена в самом заглавии произведения: Кому на Руси жить хорошо проблема народного счастья.
    Поэма и начинается с вопроса: В каком году рассчитывай, в какой земле угадывай. Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой освободили крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
    Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Мотив голодной жизни крестьянства, которого тоска-беда измучила, звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым Голодная. Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
    Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье, с горечью восклицает поэт, дырявое с заплатками, горбатое с мозолями! Как и прежде, крестьяне люди, досыта не едавшие, несолоно хлебавшие. Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина искать правду, но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.
  2. Поэма и начинается с вопроса: В каком году рассчитывай, в какой земле угадывай. Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой освободили крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
    Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Мотив голодной жизни крестьянства, которого тоска-беда измучила, звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым Голодная. Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
    Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье, с горечью восклицает поэт, дырявое с заплатками, горбатое с мозолями! Как и прежде, крестьяне люди, досыта не едавшие, несолоно хлебавшие. Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.
    С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина искать правду, но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.

    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно, весело
    На всей святой Руси!

    В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского праведника. Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет.
    Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда люди выбрали его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта.
    Однако лишь в главе Савелий богатырь святорусский крестьянский протест выливается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
    Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, богатырь святорусский, Яким Нагой, чье поведение свидетельствует о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт с